Rapala - экскурс в историю

logo

Rapala - экскурс в историю

Приманка, от которой не может отказаться ни одна рыба - RAPALA. В чем заключается секрет этой снасти, и как возникла идея ее создания? Для ответа на этот вопрос, предлагаю в этой статье коротко проследить историю создания самой успешной компании в отрасли рыболовных снастей.

Многих любителей рыбной ловли интересует идея универсальной приманки, которая привлекала бы самую прихотливую рыбу. Rapala переводится с финского как «болото» - одна из лучших рыболовных приманок. У рыбаков всего мира это слово ассоциируется с успешной ловлей, как на спортивных соревнованиях, так и во время обычной рыбалки на отдыхе.

В чем же заключается секрет этой снасти, и как возникла идея ее создания? В 1905 году, в небольшом Финском селе Рапала родился Лауре Сааринен. Проживал он в то время со своей матерью по имени Мари. Когда Лауре исполнилось 7 лет, вместе с матерью они переехали в городок Асиккала. При регистрации на новом месте, регистратор перепутал фамилию Лауре с названием его родного села – с тех пор Лауре и получил всем известную на весь мир фамилию – Рапала.

Жизнь Лауре и его матери была чрезвычайно сложной, и мальчику приходилось расти в голоде и недостатке. Его мать работала прислугой и занималась ремонтом сеток для местных рыбаков. В то время в селе Асиккала не было школы и Лауре не получил образования, которое могло бы ему пригодиться на новом месте. Там, где работала прислугой его мать – в семье Сантери Томола, Лауре встретил свою будущую невесту Элму Леппанен. Они создали семью в 1928 г. и жили сначала с родителями Элми в поселке Риихилахти.

Первые годы совместимой жизни выпали на период экономического спада в стране, поэтому жизнь так и оставалась для супругов чрезвычайно сложной. Чтобы прокормить семью, Лауре зарабатывал рубкой леса. Летом с помощью нехитрых рыболовных снастей ловил распространенную в тех водоемах рыбу – щуку, окуня и форель. А для получения хотя бы минимального улова, ему приходилось за день менять больше, чем тысячу крючков. «Не сложно?» - спросите вы. В принципе нет, если речь идет о спокойной солнечной погоде. Однако Ситуация требовала рыбачить даже в штормы и дождь. Поэтому если он не мог поймать достаточно рыбы на продажу, то семья обрекалась на голод.

Моторных лодок в то время не было, и Лауре приходилось плыть до 32 км на своей весельной лодке Soutuvene. Жена Лауре помогала мужу, отлавливая живца. Самым желательным и самым ценным трофеем считалась большая форель. Три форели общим весом свыше 4 кг можно было в те времена продать за сумму, эквивалентной двухнедельному налогу на местной фабрике. Учтя это, Лауре начал тратить все больше времени на то, чтоб найти все возможные способы поймать эту ценную рыбу. Часто, когда появлялось свободное время, он применял уже всем хорошо знакомый прием тролинг с наживленной снастью с надеждой поймать трофей семейства лососевых. Сначала он привязывал леску к лодке и держал ее в руке, но позже усовершенствовал этот метод и стал ловить с помощью изготовленной собственноручно деревянной удочки. Как рассказывал его старший сын, отец, не мог допустить и мысль потери улова. Но, используя дешевые снасти и обычную деревянную удочку, речи о прочности и надежности идти не могло, поэтому часто, после того как крупная рыба попадала на крючок, Лауре бросал удочку в воду и ждал, пока рыба не устанет, таская ее за собой по воде.

Метод тролинга с использованием живой насадки оказался очень успешным. Но существовала одна весомая проблема – наживка. Получить ее было крайне проблематично. Живец часто уходил от берега на глубину, и Лауре приходилось импровизировать и решать эту сложную проблему. Идея об имитации живой рыбы, которой питается хищник, не раз приходила на ум Лауре и когда проблема отсутствия живца крайне заострилась, он решил начать экспериментировать. Ежедневно наблюдая за поведением форели, было замечено, что хищная рыба атакует все, что находится в движении. Он понимал, что чем правдоподобнее имитация поведения живца, тем высшие шансы на успех. Рыбак хорошо знал особенности поведения форели, - она выбирает из большой стайки маленькой рыбы раненную или больную. Продолжая исследование, он пришел к выводу, что причина выбора объекта для атаки хищника заключается в особенности движения раненной рыбки, сильно отличающейся от поведения здоровой.

Вместе со своим товарищем Аксел Сорамяки Лауре взялся за дело. Располагая самыми простыми инструментами – ножом, рашпилем и наждачной бумагой, они целыми днями вырезали деревянные прототипы первых воблеров из пробки или коры сосны. С каждой новой заготовкой приманки они приближались к форме, которую имеют современные воблеры. Для предания естественного блеска, использовалась фольга от обычных шоколадных плиток, а нанесение сверху слоя из переплавленных фотопленок защищало приманку от острых зубов щуки или форели. То, о чем так долго мечтал простой рыбак из маленького финского села, состоялось в 1936 году. Именно тогда и появился на свет первый работающий воблер Rapala. Образцы этих воблеров сохранились до сих пор. Верхняя часть самого первого такого воблера была окрашена в черный цвет, бока имели золотой оттенок, живот был выкрашенный белым цветом. Его раскраска была точной копией мелкой рыбки из финского озера Пяяне.

Первые шаги испытания приманки напоминали неоднократно упоминавшийся метод тролинга: Лауре привязывал толстую крепкую леску к пальцу и греб на лодке на веслах. Гребное движение само по себе напоминало интересную игру воблера, а контролирование лески осуществлялось с помощью большого пальца, что позволяло чувствовать наименьшую попытку атаки хищника. На эту приманку, имитирующую раненную рыбку, было поймано столько рыб, что во время ловли, Лауре начал использовать несколько снастей одновременно. В один момент, уловы начали превышать надежду и новости о невероятном успехе с большой скоростью начали распространяться по территории Финляндии.

Рыбаки начали просить Лауре изготовить похожие приманки и для них. С началом зимы, когда занятие рыбной ловлей уходило на второй план, изготовление приманок становилось для него основным бизнесом. Промышленное занятие рыболовством в Лауре прекратилось с началом Второй Мировой войны в 30 годах. Это были, наверное, самые тяжелые времена для его жены и детей, поскольку бедность и тяжелый труд опять дали о себе знать. Находясь на военной службе, Лауре не переставал думать в свободное время о своей рыбацкой идее и в редкие в те времена минуты отдыха показывал своим товарищам, как просто поймать рыбу на обед с помощью искусственных приманок. Рассказывают, что Лауре однажды повезло поймать 78 щук на собственные воблеры всего за несколько часов. Это было значительно больше, чем альтернативная во время войны ловля динамитом!

После завершения войны, Лауре вернулся домой к своей семье, а также к любимому озеру Пяяне и сразу же увлекся изготовлением своих приманок. Изобретательная Элма, научившая Лауре письму и чтению, разработала фирменный дизайн и изготовила картонные коробки для упаковки воблеров, что прекрасно привлекало потенциальных покупателей. Сначала воблеры имели спрос у местных рыбаков, но впоследствии популярность докатилась и до других уголков страны. В один момент изготовление воблеров стало приносить большую прибыль, чем ловля рыбы, и Лауре полностью сконцентрировался на своем производстве, задействовав в дело собственных сыновей. Изготовление воблеров становилось механизированным, поскольку отец с сыновьями старались избежать однообразных этапов утомляющей работы. К старому колесу от прядильной машинки, например, прикрепили полоску наждачной бумаги и с помощью такого нехитрого механизма, процесс шлифовки стал идти быстрее.

Процесс изготовления воблеров постоянно совершенствовался, но одну из важнейших операций – тестирование приманки в специальном прямоугольном сосуде с водой, продолжали выполнять вручную, как это происходит и в настоящий момент. Лауре был абсолютно уверен, что только правильная динамика движения воблеров в воде, точно имитирующая больную или раненную рыбку, провоцирует хищника на атаку.

Он настаивал, чтоб все приманки проходили тестирование вручную и только после этого поступали в продажу. Это правило работает и до сих пор – свыше сорока так называемых tanktesters работают на заводе Rapala, выполняя эту квалифицированную и важную операцию. В послевоенные годы, воблер еще не был известным во всем мире брендом. Их называли просто «воблеры» или «искусственные приманки», по аналогии с их назначением и функцией. Но их нужно было выделить среди других, и менеджер из компании, изготовляющей упаковку для продукции Лауре, предложил назвать их Rapala. С тех пор воблеры получили известное в настоящее время на весь мир имя.

Росло количество рыболовов-спортсменов, пожелавших ловить на приманки Rapala, слава о них начала распространяться по всей стране. В 1950 году розничный торговец рыболовными снастями из Хельсинки по имени Шредер приобрел несколько больших партий приманок для своих магазинов. Во время Олимпийских игр 1952 года, проводимых в Хельсинки, многие из заграничных гостей приобрели воблеры Rapala в качестве сувениров в память об этой стране. О невероятной эффективности приманки узнали не только рыболовы-спиннингисты Европы, но и Соединенных Штатов, где в то время ловля искусственными наживками развивалась большими темпами.

В 1959 году консул Финляндии в США Апекс Кююкюнен занялся продажей воблеров Rapala в своем магазине одежды в северной части Миннесоты, где большинство населения составляли финские потомки и эмигранты. Именно в этом магазине Рон Вебер, продавец товаров для рыбалки, добавил к своим приманкам воблеры Rapala, чтоб испытать их в водоемах Канады. Последние имели настолько поражающий успех, что Рон решил сразу продавать их, прогнозируя себе невероятные перспективы потенциального рынка их продажи.

Вскоре Лауре Рапала получил письмо на непонятном языке и отнес его к школьному учителю Калккинен, чтобы перевести. Он был шокирован, узнав о том, что это самый большой в то время заказ приманок количеством в 500 наименований от Рона Вебера. В результате, Лауре и его сын Энсио отправились в Хельсинки для того, чтобы подготовить первую экспортную партию в Соединенные Штаты Америки. Тогда они вряд ли могли представить, что это только начало истории невероятного успеха!

Конечно, Соединенные Штаты представляли собой огромный потенциальный рынок для продукции Rapala. В 1962 году Рон Вебер увидел такую возможность вместе со своим партнером Реем Остромом, создав корпорацию Normark, взявшую на себя продвижение этих марок на рынке Америки. Однако спрос на продукцию Rapala в США был настолько высоким, что Рон Вебер вынужденный был полететь в Финляндию, чтобы уговорить семью Rapala увеличить производство, построив большую фабрику и привлекая дополнительную рабочую силу. Рон захватил с собой все свои финансовые сбережения, чтоб вложить их в предприятие, поскольку на 100% был уверен в его успехе.

Стремительному прорыву Rapala на американский рынок способствовало несколько событий, о каких оставалось только мечтать производителям. Началось все с журналиста Life magazine, написавшего статью «Приманка, от которой не может отказаться ни одна рыба»). Публикацию откладывали несколько раз. А когда эта статья, наконец, появилась в журнале, то по счастливому стечению обстоятельств, она оказалась в номере, выпущенного наибольшим тиражом, потому, что в нем также опубликовали статью о смерти Мерилин Монро и разместили на обложке ее фотографию.

Благодаря редкому тиражу, с продукцией Rapala ознакомилось большое количество рыбаков. После этого рыболовный мир захватила волна рапаломании – каждый хотел приобрести воблер Rapala. Весь товар, предложенный корпорацией Normark, размели буквально за несколько дней. Заказ на финские приманки начал достигать 3 000 000 $ .

Спрос был настолько безумным, что у торговцев можно было взять воблер Rapala на прокат за 5 $ в день. Несмотря на оставленные в залог 20 долларов, много рыбаков просто не возвращали уловистую приманку, оставив себе! Лауре стал знаменитым человеком и настоящим героем Финляндии. После 50 лет тяжелого труда, познав бедность и голод, он смог приобрести для своей семьи все, чего они только могли пожелать. Несмотря на громкий успех, Лауре продолжал оставаться скромным рыбаком, с любовью относившемуся ко всему живому.

После феноменального успеха были годы достатка и процветания, но их затмила ужасная трагедия, от которой Лауре так и не смог оправиться. В 1965 году, вскоре после появления новой модели воблера Rapala, младший сын Кауко погиб во время ночной рыбалки на озере Пяяне. Его лодка столкнулась с бревном, после чего он упал в воду и утонул. Когда нашли его тело, в кармане его брюк нашли воблер Rapala. Озеро, так много давшее Лауре, забрало самое дорогое. Этот несчастный случай подорвал дух мужественного рыбака. Он потерял интерес к компании, да и к жизни тоже. В 1974 году, человек, сыгравший важнейшую роль в мировом рыболовном спорте, ушел из жизни. Человек-легенда умер, но его идеи и дело продолжают жить. Под руководством его сыновей Ристо, Энсио, Эско и дочерей Марйя, Ирйя, компания продолжила свою деятельность. Более того, ассортимент приманок постоянно рос, разрабатывались новые модели, которые успешно зарекомендовали себя на рыке. В 1975 году, спустя 13 лет после начала промышленного производства, увидела свет 25-миллионная приманка Rapala. А еще через 13 лет – в 1988 году был выпущен 100 000 000 воблер. В 1993 году количество приманок достигло количества 150 000 000!

С момента появления первого легендарного воблера в 1936 году прошло очень много времени, Имя Rapala стало самым знаменитым брендом в мировой индустрии рыболовных снастей. Сегодня, кроме воблеров, изготовляются колеблющиеся блесна, спинербейты и джиговые приманки. Компания имеет свою дистрибутивную сеть, такую, как Normark. Много изменилось с тех времен, но есть один момент, который за 60 лет не изменился, - каждая приманка Rapala, перед тем как покинуть фабрику, проходит тестирование в специальных емкостях с водой.

Лучшим доказательством того, что эти приманки действительно уникальны и неповторимые, является постоянно растущая армия рыболовов по всему миру. Они покупают приманки Rapala и успешно ловят на них.

Товар добавлен в корзину

Продолжить покупки Перейти в корзину

Товар добавлен в изранное

Продолжить покупки Перейти в список избранного

Товар добавлен в сравнение

Продолжить покупки Перейти в список сравнения